Error get alias
Игры, в которые играют фотографы
Это другая статья.

Изначально статья называлась "Как стать успешным фотографом"

Но чтобы ответить на вопрос "как стать успешным фотографом?" нужно ответить на более важный: что для тебя значит “успешный фотограф”?

Тот кто много зарабатывает на фотографии?
Завален съёмками и едва отбивается от клиентов?
Снимает президентов или получает самые престижные награды?
Тот, чьи выставки проводят по всему миру, или тот, чьи фотографии трогают сердца, пробуждают сильные эмоции и заставляют задуматься?
Вся наша жизнь - игра

Мне нравится погружаться в эту тему через концепцию игр.

Эрик Берн пишет, что люди играют в “игры”, совершая те или иные действия в этом мире, и каждая игра имеет свои выигрышы, свои бенефиты, ради которых человек осознанно или нет - играет в игру.

Так же и в фотографию люди приходят “поиграть”, чтобы что-то получить. Получается, что успешный фотограф - тот, кто успешнее всего играет в свою игру, не так ли?

Тот, кто, играя в свою игру - получает то, зачем пришёл играть.

Тогда давайте поразмышляем - что же там такого можно получить и в какие игры фотографы играют.
Примеры игр
Все имена вымышлены и совпадения с настоящими Вовами случайны.


Игра “Охотник за признанием” / "Сборщик трофеев"
Вова фотографирует звёзд и гордится этим. Его фотографии печатают на обложках книг и журналов. Друзья, представляя Вову в новых компаниях, говорят - это Вова, он фотографировал самого *имя селебрити* !

Вова чувствует свою важность, стремится к восхищению людей и признанию своей ценности. Получает ощущение исключительности и статуса

Но что это означает ещё?
  • Его самооценка и чувство собственной значимости напрямую связаны с известностью его клиентов и признанием людей.
  • Игра подтверждает сценарий Вовы, что его успех и ценность как фотографа зависят от того, с кем он работает.

Ладно, первый пример конкретно про меня.
Головой я этого не осознавал, когда мне говорили об этом - открещивался, но оглядываясь назад можно сказать, что я ощущал, что меня любят - когда мной гордятся, восхищаются, хвалят. Получается принцип "любовь нужно заслужить".

Отсюда и моё желание ехать в Нью-Йорк фотографировать мировых актёров. Я декларировал это знакомым, они восхищались моими великими планами, а я получал то самое "поглаживание".

Установка "Любовь нужно заслужить" означает, что и любовь самого себя к себе - тоже нужно заслуживать. Регулярными поглаживаниями.


Игра “Зеркало признания”
Главная цель Саши на съёмках показать человеку насколько он красив. Люди, видя свои фотографии приходят в восторг, они хвалят Сашу и говорят, что себя такими красивыми они ещё никогда не видели.

Саша чувствует себя значимой и нужной, когда видит, что её работы помогают людям почувствовать себя лучше, полюбить и принять себя.


Итак, из этих двух примеров мы видим, что и Вова и Саша делают одно и то же - фотографируют людей, но получают из этого разные выигрышы.

Полный список игр будет ниже в статье.
Что нам это даёт?

Мы разбираем игры на этих примерах, потому что если ты понимаешь что действительно тебе нужно, тебе будет проще прийти к этому. Это помогает убрать шелуху и избавиться от лишних действий, которые не ведут тебя к выигрышу (к твоей цели).

А ещё лучше - анализ игр позволяет задуматься - во что играешь ты, зачем ты играешь в это, действительно ли это тебе нужно?

Люди - приходят играть с тобой. Они притягиваются на твои игры, но об этом позже. Вот ещё несколько примеров:



Игра “Бунтарь”
Коля фотографирует в необычном стиле, нарушая все нормы и принципы фотографии. С цветным светом, размытыми фигурами в неестественных позах, и делает жёсткую цветокоррекцию. Он сичтает, что не входит в 99% серой массы, делающей одно и то же, он художник с большой буквы.

Коля чувствует себя не таким как все, бунтарём\избранным, убежденным в уникальности своего видения, бросающего вызов традициям.


Игра “Странник”
Катя путешествует с камерой и считает, что фотография даёт ей свободу и она ни от кого не зависит. Её работа не только позволяет ей работать в любом месте мира, но и выбирать с кем ей работать, а с кем - нет. У неё нет начальника, который будет указывать ей что делать.

Катя чувствует себя независимой и свободной. Это может быть ей нужно для внутреннего состояния, а может являться частью игры “смотри какой я”.


Игра “Тиран” или “Начальник”
Никита проводит свои съёмки с моделями, командуя ими, как детьми. Вся съёмка проходит под фразы “ну встань ты нормально”, “ну че ты расселась как корова?”, “где вас таких понабрали?”.

Никита, получает чувство контроля и доминирования. Эта игра может указывать на потребность Никиты доказать своё превосходство или компенсировать внутреннюю неуверенность.


Что интересно: с такими людьми, как Никита - может быть некофмортно и неприятно работать, но и к нему пойдут люди, желающие играть в его игру, например, быть в роли подчинённого, ведомого или жертвы.
Я - ок. А ты - ок?
Одна из самых интересных в психологии тем для меня - "ок позиции" того же Эрика Берна, их существует 4 варианта:

“Я ок — ты ок”
Это самая здоровая и зрелая позиция. В ней человек воспринимает и себя, и других как достойных и значимых. Он считает, что с ним всё в порядке, и с окружающими тоже всё в порядке. В этой позиции возможны конструктивные отношения, сотрудничество и взаимоуважение.

“Я ок — ты не ок”
В этой позиции человек видит себя в лучшем свете, чем других. Он считает, что с ним всё хорошо, а другие люди каким-то образом “не такие”, менее значимые или проблемные. Это часто приводит к высокомерному или унизительному отношению к другим. Примером может быть фотограф Никита из примера выше, который унижает моделей, чувствуя своё превосходство.

“Я не ок — ты ок”
В этой позиции человек считает, что другие лучше его. Он чувствует себя некомпетентным, неудачливым или недостойным, а окружающие воспринимаются как более успешные или достойные уважения. Это может привести к заниженной самооценке и зависимому поведению.

“Я не ок — ты не ок”
В этой позиции человек видит как себя, так и других в негативном свете. Он считает, что ни с ним, ни с окружающими всё не в порядке. Это позиция безнадёжности, разочарования и пессимизма, которая может вести к депрессии или отказу от активных действий.
Игры, в которые играют фотографы включают в себя одно из этих 4х состояний, что отражается на общении с людьми, атмосфере съёмки и самих фотографиях.
Ещё немного игр

Игра “лучший друг”
Олег всегда старается создать с моделями максимально дружескую атмосферу. Он ведет разговоры на глубокие темы, стараясь лучше понять человека. Люди открываются перед ним, из-за чего начинают чувствовать себя хорошими знакомыми или даже друзьями Олега.

Олег получает ощущение близости и признания со стороны модели. Он чувствует себя не просто профессионалом, а значимым человеком в её жизни, что удовлетворяет его потребность в дружбе, признании и эмоциональной связи.



Вы можете заметить, что игры схожи друг с другом, и действительно их объединяет то, что в каждой из них человек получает (или стремится получить) то чувство, ощущение, которое ему нужно. Важно заметить, что у каждой игры есть свои положительные и отрицательные стороны, позитивные и негативные последствия.

Игр гораздо больше, чем здесь указано, играем мы в них не только в профессиональной деятельности, но и в течение всей жизни.
Игра “Смотри, какой я”
Многие фотографы стремятся к признанию и восхищению. Эта игра заключается в том, чтобы продемонстрировать свою уникальность, креативность и стиль, а в ответ получить подтверждение своей ценности. Выигрыш тут — ощущение, что “я особенный”, “меня видят”, “меня ценят”.

Игра “Спаситель”
Здесь фотограф как будто спасает объект своей съемки. Это может проявляться в портретной или репортажной фотографии, где фотограф старается “освободить” человека или событие от забвения или тени. В таком случае фотограф получает внутреннее ощущение собственной миссии — того, что он помогает миру увидеть что-то важное или прекрасное.

Игра “Избранный”
В этой игре фотограф может считать, что его видение уникально, а остальные просто не видят мир так, как он. Этот “избранный” в искусстве находится в поиске подтверждения своей необыкновенности и, возможно, мнимого превосходства над другими. Выигрыш здесь — удовлетворение от того, что “я понимаю больше, чем остальные”.

Игра “Бунтарь”
В контексте фотографии это могут быть те, кто идёт против традиций, снимает в неудобных стилях или темах, бросает вызов общественным стандартам. Их выигрыш — в ощущении свободы и независимости. Они получают от фотографии возможность выражать себя, не подчиняясь общепринятым правилам.

Игра “Наблюдатель”
Фотографы, участвующие в этой игре, могут воспринимать себя как нечто внешнее по отношению к миру, регистрируя, но не влияя на события. Фотография для них — это возможность скрываться за объективом, быть невидимыми, наблюдать, но не вступать в контакт. Их выигрыш — безопасная дистанция от жизни, возможность осмысления мира через призму камеры, не вовлекаясь в него напрямую.

Игра “Я творец”
Здесь фотограф чувствует себя создателем, он формирует не просто изображение, а новую реальность. Это даёт ему ощущение контроля, власти и силы. Выигрыш — чувство всемогущества и творческой реализации.

Игра “Я учитель”
Фотографы, которые учат других, тоже играют свою игру, где выигрывают не только деньги или признание, но и подтверждение своего статуса эксперта. Это игра про передачу знаний, где целью может быть самоутверждение через учеников, или ощущение важности и ценности.

Игра “Жертва”
В этой игре фотограф может испытывать постоянные сложности, как будто все препятствуют его успеху: клиенты, рынок, оборудование. Он всегда находит внешние причины для своих неудач. Выигрыш — это возможность получить поддержку, внимание или оправдать собственное бездействие. Такой фотограф получает психологическое освобождение от ответственности за свои проблемы, перекладывая её на окружающих.

Игра “Мастер техник”
Фотограф в этой игре сосредоточен на технических аспектах: он гордится своим оборудованием, знаниями в области света, композиции, обработки. Его выигрыш заключается в признании его как технического эксперта. Здесь не так важно само искусство, как демонстрация профессиональных навыков и знаний. Это может быть бегством от креативного риска в сторону уверенности в своих навыках.

Игра “Странник”
Такие фотографы играют в постоянные путешествия, находясь в поиске уникальных кадров и приключений. Их выигрыши — новые места, истории, культурные переживания. Фотография для них — это возможность исследовать мир и использовать камеру как инструмент для самовыражения через путешествия.

Игра “Я романтик”
Фотографы в этой игре ищут в каждом кадре идеализированную картину мира. Они стремятся к эстетике, к тому, чтобы сделать каждый момент “красивым” и “чистым”. Их выигрыш — создание идеализированного мира, где они могут погружаться в мечты и передавать эти мечты другим.

Игра “Мой мир, мои правила”
Здесь фотограф отстраивает свои собственные стандарты и нормы. Он отказывается от стандартов индустрии, снимая то, что ему хочется, в том стиле, который он сам выбирает. Он не подчиняется требованиям рынка или критикам. Его выигрыш — полная независимость и самовыражение через индивидуальные правила.

Игра “Сборщик трофеев”
В этой игре фотограф преследует цель собрать как можно больше “престижных” объектов съемки. Это могут быть знаменитости, редкие локации или важные события. Его выигрыш — подтверждение статуса через работу с чем-то или кем-то особенным.

Игра “Невидимка”
Этот фотограф работает в тени, он не стремится к славе или публичности. Для него важно само действие, процесс съемки, а не признание. Выигрыш здесь — чувство внутреннего удовлетворения от того, что он может оставаться в тени, сохраняя контроль над своим искусством и не подвергаясь критике.

Игра “Бизнесмен”
В этой игре фотограф рассматривает фотографию как исключительно источник дохода. Его цель — максимизировать прибыль, и каждый кадр для него — это товар. Выигрыш заключается в финансовом благополучии и ощущении успешного бизнесмена. Искусство здесь может отходить на второй план, когда главным становится коммерческий успех.

Игра “Охотник за признанием”
Здесь фотограф делает всё ради получения похвалы, лайков, комментариев в соцсетях или премий. Для него важно, чтобы каждый его кадр получил как можно больше положительных откликов. Его выигрыш — эмоциональная подпитка через признание и одобрение.
Итог

Основной вопрос, которым я предлагаю тебе задаться, это - в какую игру я играю? Ради чего я делаю то, что делаю? В чём глубинный смысл? Что я получаю или стремлюсь получить от своих действий?

Изначально, я хотел в статье написать как на фотографии зарабатывать большие деньги, снимать селебрити, создавать открытые доверительные отношения с теми, кого снимаешь, как настривать свет и вести съёмку. Как создавать шедевральные кадры и обрабатывать их, чтобы получилось ещё лучше.

Но получилась психологически-философская статья и я ею доволен.